Душа, в которой отсутствует мудрость - мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь. Aбу-ль-Фарадж.

4-5 лет

Как развить память у ребенка?   Дошколят мы терроризируем математическими действиями, слоговым обучением чтению, четко выверенным письмом. Нигде и никогда, ни до школы, ни в школе не отводится времени на развитие памяти ребенка! А память - это скрепляющий раствор, на котором держатся кирпичики-знания, образуя монолитно мощную стену образования. Куда важнее развить у ребенка навыки быстрого запоминания, чем умение скоростного чтения или сложения в уме двухзначных чисел. Хорошая память - это залог успешной учебы, здоровой психики и экономии времени. Поэтому, лучше до школы акцент сделать не на приобретении навыков, которым малыш и так обучится в школе, а на развитии памяти. Есть и вторая причина, почему стоит именно в раннем возрасте заниматься формированием навыка запоминания. Сознание маленького ребенка свободно, оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Малыш верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания. Что такое память? Это наши образы и ассоциации. Что мы помним долгие годы? То, что нас некогда поразило, потрясло. Снеговик детства, слепленный вместе с отцом, вместо носа - морковка. И ярко - оранжевый овощ на фоне зернисто – мартовского снега помнится до сих пор. Вековой шум моря, легкое щекотание крошечных подошв теплым песком, солено-мокрая прядь волос, попавшая в рот и безудержно беспричинное счастье, овладевшее нами… Это живо до сих пор, а химическая формула бензола и разложение трехчлена безвозвратно утеряны нашей памятью, потому что за ними никаких образов и ощущений нет, они были мертвы для нас в стадии запоминания. Воспоминания держатся на образах, ассоциациях и ощущениях и чем они сильнее, тем дольше мы храним память о них. Поэтому именно в раннем детстве следует заняться развитием абстрактного и образного мышления, как базового фундамента для формирования хорошей памяти. И подспорьем в этом будет способность ребенка легко пренебрегать логическими связями. Видов памяти существует великое множество: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица. Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем. Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации. Ниже перечислены игры - упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.
1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».
2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.
3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну - две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает - это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.
4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.
5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.
6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.
7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки - картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.
8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты - инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.
Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить - увидеть. Поэтому, родители ребенка - визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито. Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания. Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова. Последовательные ассоциации - запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается. Фонетические ассоциации. Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» - мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.
Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст. Раскрашивание и усугубление. Трансформация информации, черно-белого образа - в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы. Вхождение - войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником. Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»? Избыточность. Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле. Цифро-буквенный код. Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов - крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик. Метод Цицерона. По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация. Комбинированный метод.
Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации. Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся. Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ. Запоминание стихов. Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования. Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха. Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал. Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст. При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты. Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти. С какого возраста заниматься? Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев - 1,5 года), например, "Найди игрушку", "Где мама", "Чего не стало" ("Чего не хватает"). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что - то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры "Узнай предмет", «Волшебный мешочек". В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра "Делай, как я". Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения. Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память. Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Автор статьи: Марина Саватеева.«Новости сайта Материнство».Эхомама. Оригинал materinstvo.ru.Subscribe. Дети. 
Как отвечать на вопросы детей? Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Дети задают их когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. В свое время А.М.Горький замечал, что умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Как же отвечать на вопросы ребенка? Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним. Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию. На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование - краткость и определенность ответа. Следует учитывать уровень умственного развития ребенка, обращаться к его жизненному опыту. Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: "А ты как думаешь", предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ. Не подавляйте ребенка "грузом" своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанников группы для обмена мнениями, для коллективного поиска ответа. Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу. К сожалению, это требование часто не соблюдается, когда взрослые отвечают на такие сложные для детей вопросы, которые касаются происхождения людей, исторического прошлого. Взрослые не всегда знают об особенностях формирования временных и пространственных представлений у дошкольников. В частности, дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, в которых спрашивают. Учитывая это, достаточно ограничиться в ответе сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребенка, не решаясь при этом дать их хронологическую последовательность. Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. «Учимся играя».BabyLessons. Subscribe. Дети. 
Что читать дошкольникам? Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться. Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах. Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты.
1. Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка.Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.
3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей".После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.
4. Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.
5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.
6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут).
7. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.
8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание. Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)? Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших.  Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными. У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям. В чтение для детей 4-б-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку. Что из литературы Xl X века можно почитать ребенку?
- А, С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.
- С. Т, Аксаков, сказка «Аленький цветочек».
- В. Ф. Одоевский; сказки «Городок е табакерке», «Мороз Иванович».
- И. А. Крылов; басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.
- В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница».
- П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок»
- В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».
- Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».
- Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли»,. «Три калача и одна Баранка».
- К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».
- Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам. Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика — золотой фонд детской литературы — литература XX веча, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей. 
Что читать дошкольникам из литературы XX столетия? Стихи классиков детской литературы С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова. Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия - поэзия, где играют словом. Поэты играют словами, как дети кубиками. Игровая поэзия — это стихи Д. Хармса (« Врун» , «Миллион»), Ю. Д Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»), Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»), Тима Собакина и др.
...Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал Ваня на коне.
Вел собачку на ремне.
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне.. (Э. Успенский «Память»);
В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках (например, «Лучшие стихи для чтения в детском саду»), так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти: книгу его стихотворений.
Прозаических произведений XX века для дошкольников огромное количество. Вот только некоторые из них:
- М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»
- Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква –Ты».
- М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» {из цикла «Лёля и Минька»)
- К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми. - В. А.. Осеева: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.
В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.
- Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.
- С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае». Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.
- В В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др
- В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).
- Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», span style= «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса». Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов. Вспомним некоторые имена.
- В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».
- Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим,
- Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».
- Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.
- Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».
- С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др.
- Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».
- Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.
В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.
- А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
- А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».
- Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).
- Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».
- В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик».
- Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».
- Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».
- М, Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки».
- С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».
- С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».
- Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково». Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? В детскую библиотеку взрослых тоже записывают, так что не пугайтесь. Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно что то понравится. Читайте с удовольствием!
Автор: Алена Емец, кандидат педагогических наук, доцент (журнал «Растем вместе») «Учимся играя».BabyLessons. Оригинал maaam.ru. Subscribe. Дети
А вы правильно читаете малышу сказки? "Мама, почитай мне сказку…" В сотый раз… За сегодня…Кто не слышал эти просьбы почитать любимую деткину книгу снова и снова? Детям полезно читать их любимые сказки по многу раз. * Если ваш малыш просит прочесть одну и ту же книгу снова и снова – это очень хорошо. Это говорит о том, что именно эта книга нашла отклик где-то в душе крохи и полностью соответствует его нынешнему эмоциональному состоянию, так сказать, вошла в резонанс с малышом. Это также свидетельствует о том, что книга полностью понятна и принята малышом, что не осталось невыясненных или недопонятых моментов, пугающих или отталкивающих элементов. Наверняка, у вас есть любимые книги или кинофильмы, которые вы читали или смотрели по сто раз и готовы это повторить еще столько же. Так почему же мы не хотим признавать за свои малышом права на то же самое? * Тот факт, что малыш знает наперед чем история закончится, формирует в его сознании уверенность в будущем и в положительном результате, т.е. он будет уверен, что несмотря ни на какие трудности – все будет хорошо. * Когда вы читаете малышу сказку – он находится в мире своих фантазий, сопереживает герою, проигрывает эмоционально все его приключения, т.е. испытывает массу эмоций, каждый раз эти эмоции становятся более совершенными. Не забывайте, что нервная система малыша еще не до конца сформировалась и ему нужно гораздо больше времени, чтобы “оформить” и принять свои чувства, эмоции. Так, по кирпичику складывая свои чувства к героям любимой сказки, малыш получит в свою “жизненную копилочку” несколько сформированных эмоций. * Используйте повторное чтение для развития речи малыша. Во-первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас малыша, а во-вторых, читая книгу каждый раз по-разному, вы способствуете развитию более качественной речи ребенка. Что значит “по-разному”? После того, как вы прочли книгу с выражением пару раз и убедились, что смысл полностью понят ребенком, читайте эту же сказку немного быстрее, затем еще быстрее и т.д., доходя до темпа скороговорки – так вы научите малыша воспринимать информацию на слух и в разных вариациях. Еще один способ работы с книгой – это периодически останавливаться и спрашивать малыша о том, что уже было, и что будет дальше. Это не только отличный способ отработки практических навыков разговорной речи, но и тренировка памяти. Когда ребенок хорошо знает диалоги героев сказки, можно изменять интонацию и высоту голоса, говоря за различных животных и т.д. * Используйте повторное чтение для развития воображения и творческого мышления малыша. Выясните: понял ли ребенок  - кто главный герой, почему именно этот персонаж главный, что он делает и для чего. Дочитав до определенного момента, попросите ребенка придумать продолжение. Сочиняйте вместе с малышом свою сказку. Причем, этот способ можно с успехом применять несколько раз: сначала пусть кроха придумает другой конец, затем остановите чтение чуть раньше и придумайте немного больше и т.д. Возможно, малышу понравится эта игра и он станет сочинять свою сказку уже после слов “Жили-были…”. * Ну и конечно, уже знакомый вам способ работы с книгой – это обсуждение картинок. Пусть малыш расскажет что или кто нарисован, что он делает, к какому эпизоду сказки относится эта иллюстрация. Картинки можно также использовать для сочинения своей сказки. Можно найти иллюстрации разных художников одного и того же персонажа и сравнить: чем похожи, чем отличаются. Желаю вам приятного чтения и творческих успехов вашему малышу! Использованы материалы статьи Наталии.
здесь
Как подготовить ребенка к общению с не всегда корректными взрослыми? Уважаемые родители, отнеситесь с гораздо большим вниманием к «уличным проблемам» — так часто они травмируют детскую психику, так трудно ребенку справиться с ними одному. Помогите ему! В современных городах часто можно услышать жалобы родителей на соседских добродушных старушек: одна без их ведома накормила ребенка котлетами, отчего у чада случилось пищевое расстройство, другая дала шоколадных конфет, от которых у ребенка случилась аллергия или диатез, а третья постоянно выспрашивает, куда пошел папа, что делает мама, что он сегодня ел и кого больше любит: маму или папу... В этой статье мы расскажем о том, как научить ребенка справляться с подобными ситуациями, оставаясь при этом вежливым и максимально корректным. Безусловно, всех случаев не предусмотришь, да и люди встречаются разные, поэтому мы приводим несколько наиболее распространенных примеров в помощь родителям, а уж они сами должны решить, как поступить в каждой конкретной ситуации. Ситуация 1. Если ребёнка постоянно расспрашивают о подробностях жизни семьи, порекомендуйте ему в ответ задавать встречный вопрос: «А зачем Вам это знать?» Сразу отметим: отвечать вопросом на вопрос не по правилам этикета, но, к сожалению, некоторые именно на это и рассчитывают. Нужно вспомнить, что интересоваться подробностями личной жизнью других людей тоже не по правилам этикета, и если уж собеседник первым нарушил правила, то можно ответить вопросом на вопрос. Обычно спрашивающий начнёт что-то невнятно объяснять, но еще чаще скажет: «Я просто так спросил» или «Просто интересно», - и ретируются. Однако есть особо настойчивые особы, которых такой вопрос не останавливает и они продолжают наступление на детскую психику. Научите ребёнка сказать: «Если Вам это интересно спросите об этом маму (папу), она (он) расскажет». Обычно это срабатывает. Главное, чтобы ребенок не боялся говорить, ведь в вежливом отказе отвечать нет ничего оскорбительного, неловко должен себя чувствовать не ребенок, а тот, кто задает некорректные вопросы. К сожалению, есть случаи особой наглости, на которые формулы вежливости не действуют. С такими людьми должны поговорить родители. Часто таких любознательных берет досада, что их осадил ребенок, и они начинают его пугать, что расскажут родителям, какой он хам, или, что бывает чаще, стыдить, что он такой маленький, а уже осмеливается достойно отвечать старшим. Договоритесь заранее с ребенком, чтобы он всегда вам рассказывал сразу о всех подобных «уличных конфликтах» - вы должны обо всем знать первыми, чтобы иметь в руках все козыри, тогда никакая злорадная старушка не сможет вас огорошить нападками на ваше чадо. Даже если ребенок оказался не прав, он должен вам честно в этом признаваться, а уж вы потом сами увидите, как нужно поступить (чтобы добиться такой откровенности, нужно чтобы ребенок доверял родителям, любил их, не боялся). Не ругайте ребенка, если он что-то кому-то не так сказал — дети непосредственны, они еще не могут понять ситуации, когда нужно смолчать, когда и кому что-то сказать. Учите ребенка, объясняйте ему, что его жизнь и жизнь вашей семьи (как, впрочем, и любой другой) не должны быть на всеобщем обозрении, никто не имеет права совать в них нос и уж тем более вносить в нее коррективы. Конечно, не без того, что иногда можно удовлетворить соседское любопытство, но это должны быть единичные случаи, а не регулярный подробный отчет. Так, к примеру, можно сказать, что в гости приходили тетя с дядей и даже можно уточнить, с чьей стороны (мамы, папы) это родственники, но уж совсем не нужно говорить, что они принесли в подарок и чем их угощала мама. На обвинения в «языкатости» лучше всего действует обещание ребенка рассказать об этом случае родителям, которые разберутся, кто из них двоих таковым является. На угрозы пусть ребенок смело отвечает: «Обязательно расскажите родителям! Расскажите, как все выспрашивали, они Вам ответят на все вопросы!» Конечно, после такого отпора бабули будут недолюбливать вашего ребенка, но зато никогда больше не будут ему досаждать расспросами (тем самым вы побережете его психику и избавите от лишних стрессов в будущем). Дети не нуждаются в любви «дворовых» бабулек — об этом не беспокойтесь — им нужны признание и любовь сверстников. Ситуация 2. Чтобы ваш ребёнок не отравился, нужно постоянно внушать ему, что ничего у чужих людей брать нельзя, даже если это любимое лакомство или блюдо. Объясните, что люди бывают разные, и не все дают вкусное с добрыми намерениями (к примеру, были случаи, когда незнакомцы заманивали сладостями детей в машину и потом навсегда увозили). Другие же готовят еду так, как привыкли именно они, а потому такая пища может вызывать расстройства желудка. Ситуация 3. Один из наиболее частых вопросов: «Ты мамин(а) или папин(а)?» может привести к соре в семье. Есть еще масса вопросов, которые мы может отнести к этой группе проблем: «Кто тебя больше любит: мама или папа?» «Кого больше любит твоя мама: тебя или сестру (брата)?»... Что и говорить — вопросы не просто хамские, но и травмирующие детскую психику. Особенно если речь идет о приемных детях. На такое лучше вообще сказать нейтральное: «Странные вопросы Вы задаете!» и уйти подальше. Родители должны знать, что обязательно когда-то возникнет ситуация, когда ребенку зададут подобные некорректные вопросы, поэтому лучше как можно раньше дать почувствовать ребенку, что он дорог обоим родителям (как бы те ни ссорились между собой, нельзя делить ребенка — все равно он нуждается в обоих родителях, хотят они сами того или нет. Однако ребенок будет идти по жизни увереннее, будет чувствовать себя защищенным, если будет знать, что его любят оба самых родных ему человека. Оставьте свои амбиции, помогите ребенку!). Ситуация 4. «Ты совсем не похож на своих родителей, наверное, ты им не родной!» Увы, дорогие родители, но это утверждение звучит из уст таких добродушных на вид старушек намного чаще, чем вы это себе представляете. Вопрос морально очень травматический для ребенка. Часто дети не сразу говорят об этом родителям, а, поддавшись сомнениям, начинают к ним присматриваться. И вот ребенку кажется, что ругают его часто, делают замечания, читают нотации, не балуют, — его не любят! Наверное, и правда он не родной. Трудно даже представить себе, на что способен воспаленный подозрениями детский разум! Подобные ситуации часто ведут к длительным выяснениям в семьях, ссорам и трудному примирению. Родители могут предотвратить подобное, рассказав ребенку о случае, якобы произошедшем с их знакомыми (важно, чтобы ребенок не знал этих людей) и о том, какие последствия это имело только потому, что какая-то бабуля сказала чушь. Имея модель поведения, зная, что чужие люди могут быть нетактичными, ребенок будет во всеоружии и не воспримет такое «наблюдение» на свой счет. Что ответить ребенку на такой вопрос? Универсальным будет: «Главное, что я не похож(а) на вас!». 
 Автор: Елена Бажанова Деточка - для разумных родителей! 
Subscribe. Дети
 Чем занять ребенка в очереди и транспорте
Чем занять ребенка в очереди и транспортеЕсли вы знаете, что вам предстоит долгое ожидание в очереди или длительная поездка на транспорте, заранее возьмите с собой волшебную страничку от скуки, с помощью которой вы сможете занять ребенка в очереди или в другой ситуации вынужденного безделья. Волшебная страничка – это листок с большим количеством разнообразных картинок. Такой листок практически не занимает места в вашей сумочке, а изготовить его может любая мама, распечатав рисунки из Интернета или приклеив на страничку картинки из журналов. Рассмотрите с ребенком все картинки на страничке и предложите ему выполнить ряд заданий, способствующих развитию мышления: - Найди среди картинок все, что можно кушать/надевать на себя. - Поищи все, на чем можно ездить. - Покажи и назови животных. - Найди на страничке все, что относится к зиме. - Давай поищем все круглые предметы (включая колеса машин, серединку цветочка, елочные игрушки и т.д.) - Найди все треугольные предметы на картинках (флажок, крыша домика, парус, часть воздушного змея) - Теперь давай найдем на картинках все предметы красного/зеленого/синего цвета. Вариантов заданий очень много.
Чтобы занятия были больше похожи на игру, можно называть предметы по очереди – 1 красный предмет называет ребенок, другой мама и т.д. Можно предложить ребенку поменяться ролями – он будет задавать вам вопросы, а вы будете отвечать. Когда ребенок уже хорошо запомнит картинки можно начать тренировать память. Для этого воспользуемся любым небольшим листочком (дисконтная карточка, визитка) или пятирублевой монеткой. С помощью подручных средств закрывайте картинку полностью или частично и задавайте ребенку вопросы: - Какого цвета бантик у мишки? - Что держит в руках котенок? - Сколько цветочков в вазе? Эти несложные задачки не только спасут ребенка от скуки, но и помогут провести это время с пользой. Развиваем чувство юмора. Если ребенок хорошо знает цвета, то можно пошутить, рассматривая картинки на волшебной страничке – показав на красный шарик сказать «синий» (и улыбнуться, чтобы ребенок понял, что это шутка). Обычно это вызывает у ребенка смех. Если ребенок не понял, что это смешно, можно объяснить ему: «Я пошутила, чтобы было весело». Конечно, взрослым такой юмор кажется примитивным, но именно с таких незамысловатых шуток начинается чувство юмора ребенка. Волшебная страничка поможет вашему ребенку избежать скуки, предотвратит капризы и подарит вам чудесные минуты увлекательного общения с вашим малышом. Если у вас нет времени, чтобы приготовить страничку дома, изготовлением её можно заняться вместе с ребенком прямо в очереди, для этого вам надо будет заранее запастись чистыми листами бумаги и несколькими упаковками разнообразных детских наклеек. М. Сидорова Оригинал 3-years.ru 
Subscribe. Дети
Удивительный пластилинУдивительный пластилин. Пластилин (от итальянского plastilina, восходит к древнегреческому plastos - «лепной») – материал для лепки, изготавливаемый из глины, предварительно очищенной и измельченной в порошок. Активно используется в детском творчестве.Согласно одной из бытующих версий изобретателем пластилина является Джо Маквикер. Вообще-то, его целью было изобрести вещество, при помощи которого можно было бы чистить обои, а в результате свет увидел пластилин. Первыми, кто запатентовал изобретение удивительного материала, стали Франц Колб и Уильям Харбут. Как мы уже отметили, пластилин делают из глины. Во избежание засыхания на воздухе в глиняный порошок добавляют ряд компонентов – например, вазелин, воск, церезин, озокерит. Состав зависит и от вида пластилина.В настоящее время выпускается несколько видов пластилина. Помимо скульптурного пластилина, который используют в своей работе скульпторы, потребителю предлагается множество видов поделочного пластилина. По текстуре поделочный пластилин бывает обычным, мелкозернистым и крупнозернистым. Отдельно хотелось бы рассказать об особенностях мелкозернистого пластилина, с которым очень удобно работать. Поделки из мелкозернистого пластилина доступны детям самого раннего возраста. С ним удобно обращаться, он безопасен для здоровья детей. Мелкозернистый пластилин бывает двух видов – застывающий и не застывающий. Застывающий пластилин отличается тем, что постепенно (за несколько часов, максимум - за полдня) затвердевает. С одной стороны, это можно оценить как преимущество – с фигурками, которые сделали дети, можно играть как с полноценными игрушками.С другой стороны, такой пластилин не является многоразовым, поэтому для следующих занятий творчеством придется купить новую упаковку. Не застывающий пластилин удобен тем, что его можно использовать для поделок множество раз. Шариковый пластилин. Отличительная особенность этого пластилина состоит в том, что он состоит из небольших мягких шариков из поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен для малышей. Лепить из такого материала очень легко и приятно. Шарики прекрасно массажируют детские пальчики, цвета превосходно смешиваются. Шариковый пластилин – отличное средство для развития моторики у малышей.Отскакивающий пластилин.Этот материал отличает податливость. Стоит немного разогреть его в руках – и он готов к работе. Но самое интересное в этом пластилине то, что, остыв, он словно мячик отскакивает от поверхности. С поделками из такого пластилина можно потом активно играть.
«Жвачка для рук» (от английского HandGum) – пластилин, способный принимать любую форму.
Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. «Умный пластилин» не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен, гипоаллергенен и целиком безопасен. Самая привычная форма пластилина – это разноцветные брусочки в коробочке. Однако производители стали более гибкими и стали предлагать не только пластилин в наборах, но и расфасованный отдельными пакетиками. Это позволяет дополнить коллекцию пластилина недостающими цветами. В некоторых наборах пластилина предлагаются различные формочки, лопаточки и другие полезные аксессуары для лепки. С их помощью лепить еще проще и интереснее! Пластилин активно используется детьми в творчестве. Своей популярностью материал обязан следующим качествам. Широкий диапазон творческих возможностей. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить что угодно – от симпатичных зверюшек до целых домиков. При этом цветовое разнообразие материала позволяет сполна воплотить любую задумку. Возможность корректировки. Если для того, чтобы исправить нарисованную картинку, нужно брать новый лист бумаги и рисовать заново, с пластилином вопросы корректировки обстоят проще. «Не получившуюся» часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальные части творения. Для детей это очень важно. Безопасность. О том, как выбрать безопасный пластилин, мы поговорим ниже, но в целом можно сказать, что благодаря своей текстуре пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества. Для лепки не нужны острые ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно получить занозу, как при работе с деревом. Об него нельзя удариться, обжечься и т.д. Пластилин развивает мелкую моторику рук.  Мелкая моторика рук и правильное, точное произношение звуков зависимы друг от друга. Таким образом, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии. В то же время это отличное развлечение, хобби, которым можно заниматься не только в одиночку, но и с родителями, старшим братом или сестрой, бабушкой. Хороший пластилин должен быть мягким – с ним должно быть удобно работать. Пластилин не должен пачкать. Материал не должен липнуть к рукам. Детский пластилин ни в коем случае не должен быть токсичным.При покупке обращайте внимание на состав пластилина. Он не должен содержать растворители, красители и загустители. Это химические вещества, которыми можно отравиться. Если они присутствуют на упаковке, очевидно, что это не пластилин, а пластика. С ней можно работать только детям после 7 лет, которые не тянут материал в рот. Традиционный пластилин состоит из глины и воска. Проследите, чтобы в составе не было нефтепродуктов вроде петролатума. Ориентируйтесь на запах. Понюхайте пластилин перед покупкой. Если вы чувствуете запах резины или бензина, не покупайте этот материал. Откройте коробку – она должна быть чистой. Если на картоне видны «жирные» следы, это говорит о низком качестве продукта.
Оригинал Womanwiki.ru    
Subscribe. Дети Поделки из пластилина для детей.    Пластилин – универсальный материал для поделки из пластилина детского творчества, он мягкий и пластичный, в отличие от теста и глины, своих основных «конкурентов», не застывает, возобновить процесс работы над поделкой из него можно в любой удобный момент. Уже более ста лет лепка из пластилина продолжает оставаться одним из любимых родителями и воспитателями видов творческих занятий для развития дошкольников. Приступать к созданию поделок из пластилина целесообразно уже в 3-4 года, когда у крохи уже пройдет неудержимое желание тащить все в рот и достаточно окрепнут мышцы рук. До этого момента лучше попрактиковаться на соленом тесте. Покупая пластилин для малыша, отдайте предпочтение натуральным наборам, изготовленным на растительной основе. Они менее жирные, более пластичные, не липнут к рукам и не оставляют пятен на одежде. Первые занятия по лепке не должны быть длинными – всего 5-10 минут, поэтому поделку стоит выбирать несложную и легко узнаваемую. На начальном этапе можно остановиться на лепке простых геометрических фигур и несложных, хорошо знакомых малышу персонажей, сделанных на их основе. Будьте готовы к тому, что первые фигурки из пластилина будете делать Вы сами, а кроха будет с удивлением наблюдать, как бесформенный комок на его глазах превращается  забавную объемную поделку.  Будет полезно, если процесс изготовления поделки Вы будете подробно комментировать, подчеркивая каждый новый этап, тогда базовые приемы лепки крепко отложатся в подсознании малыша. Постепенно привлекайте ребенка к творческой деятельности, к примеру, начните с очень несложных заданий, которые станут элементами Вашей совместной поделки. Когда Вы почувствуете, что ребенок готов перейти от пассивного созерцания к активному действию, самое время правильно оборудовать рабочее место и подготовиться к первому уроку лепки. Приучите малыша надевать фартук и создавать свои поделки из пластилина на специальной дощечке, после занятий убирать пластилин в коробку (для удобства можно каждый цвет помещать в свою баночку). После того как все будет убрано, обязательно нужно вымыть руки теплой водой с мылом. Такая ритуализация позволит дисциплинировать ребенка во время занятий, развить в нем аккуратность. Первые лепные элементы, которые стоит предложить сделать малышу самостоятельподелки из пластилинано – палочки («колбаски»).  Покажите, как правильно отщипывать от бруска маленькие кусочки или отрезать необходимое количество материала специальным пластиковым ножом, а затем обязательно согрейте пластилин в руках.  Это сделает его более мягким и пластичным, и работать с ним станет значительно легче. Сначала учите малыша раскатывать «колбаски» на столе, это потребует от него меньших усилий. Потом покажите, как удобно делать ту же процедуру двумя руками – обратите внимание малыша, что детали в этом случае окажутся аккуратнее. Превратите начальные уроки по освоению азов лепки в увлекательную сказку – пусть юный скульптор делает забор вокруг сказочного замка или лепит батоны для бегемота и т.п., а если аккуратно соединить кончики детали, можно сделать  симпатичные колечки или баранки. В любом случае важно, чтобы создание первых поделок не воспринималось как скучное и утомительное занятие. После палочек можно приступать к изготовлению шариков. В этом случае движения ладоней должны быть круговыми, а не продольными. Не ругайте ребенка, если первые шары будут угловаты и неравномерны, это его первый опыт, важно сохранить позитивный настрой на творчество, а мастерство придет потом – со временем. Шарик также при самой минимальной доработке может обрести самые различные образы – добавьте маленький зеленый листочек, и получится яблоко, а если нарисовать или налепить глазки и ротик выйдет Колобок. Три шарика, поставленные друг на друга, волшебным образом превратятся в снеговика. Если предыдущий этап увенчался созданием ряда простых, но удачных поделок, можно показать малышу, как отщипывать от подготовленной геометрической основы мелкие детали и добавлять – крупные. После этого  можно смело приступать к созданию фигурок сказочных персонажей и зверят. А чтобы после лепки поделки не стояли без дела, с их участием можно устраивать небольшие кукольные спектакли.  Не бойтесь экспериментировать: используйте при создании своих пластилиновых поделок различные вспомогательные материалы. Подобное комбинирование сделает процесс творчества более увлекательным, а сами фигурки – экспрессивными и необычными. Пригодиться может  буквально все: природный материал – палочки, листья, шишки, различные семена и ракушки; предметы домашнего обихода - пуговицы, зубочистки, спички; продукты питания – макароны и фасоль. Отличным вариантом несложной поделки из пластилина, с созданием которой справится даже ребенок 3-4 лет,  станет создание симпатичного ежика. Делаем туловище зверька в виде шарика, а затем аккуратно щипковым способом  вытягиваем вперед мордочку, присоединяем четыре небольших овала-лапки и совсем маленькие шарики – глазки и нос. Самым интересным в этой поделке станет создание иголок. Сделать фигурку колючей помогут самые обыкновенные семечки подсолнечника, которые малышу нужно будет равномерно воткнуть в спинку ежика. Веселье и азарт при декорирподелки из пластилинаовании поделки Вам обеспечены! Не стоит забывать, что из пластилина можно делать не только объемные поделки, не менее интересно смотрятся плоскостные пластилиновые картины и панно. В качестве заготовки для работы необходимо использовать картон или пластиковую крышку из-под баночки или коробки подходящего Вам размера. Рисовать можно пластилином и на пластилине. В первом случае, сначала наносим на лист контуры будущего рисунка, определяемся с цветовой гаммой и постепенно начинаем рисовать пластилином. Живее и выразительней поделка станет, если не просто размазывать кусок пластилина нужного цвета ровным слоем, а накладывать его мазками. Для этого скатываем небольшой шарик, прислоняем его к картонной основе, а затем одним  энергичным движением пальца прилепляем его и одновременно слегка растягиваем. Для панно, выполненных в подобной технике,  тоже будет актуально использование подручных материалов. Например, домик на такой поделке  можно сделать из спичек, а пейзаж - населить фигурными макаронами или композициями из ракушек. Очень оригинально смотрится штамповка на пластилине. Сделать ее совсем несложно. Сначала тонким слоем равномерно размазываем пластилин выбранного Вами в качестве фонового цвета, затем зубочисткой аккуратно наносим контур будущего рисунка – цветы или замок, изображение сказочного персонажа, лучше, если картинка будет довольно схематичной, особенно для первого раза. Затем предлагаем малышу разными «инструментами» продавить нанесенный контур. Для этого опять-таки берем все, что попадается на глаза изобретательному художнику – карандаши и закончившиеся стержни (в этом случае рисуем обратной стороной), зубочистки и крышечки от бутылок, трубочки и т.п. Прижимая их к основе под разным углом и варьируя силу нажима, можно добиться удивительного эффекта, при этом создание поделки займет всего 40-50 минут! Более искушенные в лепке дети могут делать тонкие жгутики и выкладывать с их помощью объемные рисунки или лепить фигурки на проволочном каркасе.
Лепка открывает перед ребенком необъятные возможности для творчества, полета фантазии. Первые идеи, возможно, и придется предлагать Вам, но Вы будете удивлены, как быстро ребенок включится в этот процесс, модифицируя Ваш замысел и предлагая необычные поделки, целиком подсказанные ему его собственным воображением. Украсьте стеллажи своей квартиры красивыми пластилиновыми поделками, а пока малыш будет трудиться над их созданием, он сможет потренировать мелкую моторику, развить пространственное мышление, поупражняться в терпении и аккуратности, усидчивости и умении смотреть на обычные вещи под непривычным углом, а это согласитесь очень важно!
Информация с сайта "Умный ребенок".

Популярные сообщения

Гроздочка

Постоянные читатели

Радио для взрослых

Мысли...

Переводчик. Translate

Такие разные

Спасибо за внимание!

Благодарю,пожалуйста картинки